ИСТОРИЯ МИГРАЦИЙ ТЮРКСКИХ КОЧЕВНИКОВ
Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ
ГЛАВНАЯ
КОНТАКТЫ
Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ
ЛИТЕРАТУРА
Фарид Шафиев. Этногенез и история миграций тюркских кочевников: закономерности процесса ассимиляции

Глава VI.
ТЮРКСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ЭТНОГЕНЕЗ

Большинство тюркских средневековых государств на Ближнем и Среднем Востоке были образованы огузами. В рамках этих политических образований сложились этнические объединения, послужившие базой для создания современных тюркских наций.

Огузская племенная конфедерация, как мы отметили, не создала прочного и стабильного объединения и развалилась под ударами восточных кочевников. Однако, определенные политические и культурные институты, сложившиеся в период племенной конфедерации, послужили в дальнейшем базой для сложения крупных и сильных государств.

Одним из таких государство было государство СЕЛЬДЖУКИДОВ. Ко времени сложения этого государства огузы в исторических хрониках все чаще стали называться "туркменами". Такое изменение названия некоторые исследователи объясняют принятием ислама. Именно мусульманская религия способствовала довольно существенным изменениям в этносоциальной структуре тюркских кочевников. При этом, изменения были как положительного характера, так и отрицательного. Влиянию религии на этногенез обращалось мало внимания, особенно, ислама (1), а это один из важнейших факторов воздействия на этнографический и культурный облик этноса.

Одним из первых тюркских этносов, принявших ислам были карлуки. Тесное соприкосновение с земледельческими оазисами способствовало вовлечению тюрок в мусульманский мир. К X в. существенная часть огузов приняло ислам и уже называлась "туркменами". Вместе с мусульманской религией тюрки приняли многие элементы персидской культуры. Культурная ассимиляция усилилась в эпоху Саманидов - времена расцвета персоязычной литературы. (На мой взгляд, утверждение о том, что в эту эпоху под влиянием тюрок имел место процесс этнической ассимиляции персоязычных народов, неверно.)

В рамках мусульманской цивилизации персы создали свой мир. Они, обладавшие до ислама богатым историческим и культурным наследием, не могли просто «скопировать» арабские образцы. И даже возникновение и укрепление шиизма - религиозного течения в исламе – многими исследователями объясняется влиянием персидского элемента. Точно так же в силу националистическо-имперских амбиций в Китае возник свой коммунизм, отличный от советского, так и у персов возникло свое толкование ислама.

В силу того, что кочевники вели оживленную торговлю со среднеазиатскими городами, в Степь потекли вместе с товарами идеи и предметы быта - выразители этих идей. Но до подлинного укрепления ислама в кочевой среде оставалось еще много времени. Кочевому образу жизни как нельзя кстати и соответствовала собственно религия тюрок - шаманизм с верой в бога Тенгри. (Кстати, более легкому восприятию идеи монотеизма способствовал и тот фактор, что тюрки тоже верили в единого бога неба Тенгри). Когда же были созданы государства и кочевники отчасти перешли к оседлому образу жизни, частично занялись торговлей, ислам стал более соответствовать быту тюрок и закрепился окончательно в их среде. Так, известно, что ислам имел успех у болгар, чем у более близких к границам мусульманской цивилизации кыпчаков и огузов. Это объясняется тем, что к X веку у болгар процесс седентерезации был более глубоким и масштабным. (В.В. Бартольд пишет, что широкое распространение ислама среди болгар объясняется их более высоким уровнем культуры (2). Если иметь в виду навыки ремесленного производства и функционирование государственных институтов - да, так как болгары уже несколько столетий с VII-VIII вв. имели государственность. Но в целом, на мой взгляд, данное явление - распространение ислама у тюркских племен, отражает уровень развития процесса седентерезации.)

Конечно, надо отметить и существенную специфику мусульманской веры - доступность, некоторую демократичность и бытовую приемлемость. "Главное преимущество ислама заключалось, конечно, в культурном первенстве мусульманского мира, одинаково в области материальной и духовной культуры того времени " (3).

Государствами, способствовавшими первым успехам ислама у тюрок, стали государства Караханидов и Сельджукидов. Неожиданный рост и укрепление этих государств связывается отчасти и с тем фактором, что для иранского населения тюрки, принявшие ислам, перестали быть чужаками. Тем более, что тюркское правление было легче гнета и эксплуатации местных царей. Тюркские правители, как отмечалось, во внутренние дела городов и земледельческих поселений не вмешивались, ограничиваясь сбором дани.

Именно огромные налоги, имевшие место в государстве Газневидов, ускорили его падение и способствовали победе Сельджуков. Население устало от походов и поборов среднеазиатского деспота Махмуда Газневи и было безучастным к военным поражениям Газневидов от тюрок.

Сельджуки были выходцами из огузского племени кынык. Приняв ислам, Сельджукиды вели войну со своими соплеменниками под религиозным знаменем. После определенных успехов и укрепления собственного положения среди своих соплеменников, Сельджуки столкнулись с Газневидами. В 1040 г. в сыпучих песках Южной Туркмении у небольшой крепости Данданакан произошло решающее сражение между армией газневидского султана эмира Масуда и сельджукской конницей под предводительством Тогрул-бека, Чагры-бека и Мусы-байгу. Победа досталась кочевникам.

Сельджуки, свергнув Газневидов, приобрели хорошую возможность стать хозяевами Средней Азии, что и произошло в скором времени. Многочисленные огузо-туркменские племена начали консолидироваться вокруг потомков Исраила ибн Сельджука.

В Сельджукском государстве отчасти сохранилось родоплеменное деление. Так, огузская конфедерация, состоявшая из 24 племен, делилась на старшие племена (правое крыло) - "бузук" и младшие (левое) - "учук". И в Сельджукском государстве такое деление сохранилось, что определяло порядок занятия должностей - бузуки пользовались большей привилегией.

Экономическая основа государства Сельджукидов отличалась от других государств кочевников. Как отмечалось, еще в огузской среде имелась большая прослойка населения, занимающаяся земледелием и ремеслами. Поэтому у Сельджукидов экономический уклад отличался разнообразием и предполагал быструю трансформацию из чисто кочевой державы в классическую азиатскую.

Первый правитель сельджукидов Тогрул-бек значительно расширил владения. В 1042 г. был захвачен Гурган и Табаристан, 1043 - Рей, 1062 - Фарс, Шираз. Но главной целью Тогрул-бека был захват Багдада. Столица халифата фактически находилась в руках иранской династии Буидов, известной своей шиитской ориентацией. Этим и воспользовались Сельджуки, начав идеологическую пропаганду против "нечистых мусульман". В 1055 г. Тогрул-бек овладел Багдадом.

Столь быстрые и легкие завоевания, кроме боевых качеств кочевников, объясняются недовольством местного населения правлением Буидов и Газневидов. Как только Сельджуки достигли первых успехов, к ним присоединились массы кочевников, готовые сражаться за них.

Правление Сельджукидов описывается в исторических летописях Средней Азии как «золотой век». Тогрул-беком при восшествии на престол были отменены многие налоги для того, чтобы способствовать подъему экономики районов, пострадавших от войн. Он отпустил военнопленных и благоприятствовал развитию торговли. Экономическая политика Сельджукидов была направлена на ломку старых отношений. Они ослабили местных держателей земли дехкан, укрепляя земельные институты тех, кто служил Сельджукидам. Поэтому, при них широко внедрился институт "икта". Он, во-первых, служил инструментом привлечения на военную службу и, во-вторых, в условиях оседлости способствовал трансформации кочевых феодалов.

В конце XI в. Сельджуки захватили огромные пространства Ирана, Ирака, Закавказья, Малой Азии. Верховный султан жаловал земли своим подданным - огузской военной аристократии, и на этих территориях постепенно образовались различные султанаты.

В целом, правление Сельджуков благоприятствовало развитию региона. Особенно отмечается правление Мелик-шаха (1072-1092), названное "весной сельджукской династии". Лестные отзывы дают и христианские источники, в частности, армянские. Мелик-шах освободил армянское духовенство от уплаты налогов (4). Армянский летописец Киракос Гандзакаци пишет, что Мелик-шах "за кратчайший срок покорил Вселенную не столько войной и насилием, сколько любовью и миром" (5).

Вообще, необходимо отметить, что, несмотря на то, что тюрки провозгласили себя воинами ислама и ревностно соблюдали мусульманские заповеди, будучи новобранцами этой религии, тюркское общество не было заключено так строго в религиозные рамки и не страдало от религиозного фанатизма. Свобода образа жизни, сохранившаяся от кочевой жизни, сделало тюрок более религиозно терпимыми, чем персы и арабы. В тюркском обществе только по происшествии много веков после принятия ислама и его укрепления женщины начали закрывать свое лицо.

В государстве Сельджукидов в скором времени проявились с острой силой противоречия, неизбежные при переходе от кочевого образа жизни к оседлой. Часть огузских племен стала осуждать соплеменников за различные занятия, несвойственные кочевому воину. Сытая жизнь в окружении слуг, посреди прекрасных садов Туркестана была для новых феодалов (в основном владетелей "икта") намного привлекательнее прошлой жизни в степи. Но почве данных противоречий (а ни как ни классовых) в государстве начались раздоры. Часть столкновений имела места на религиозной почве - султаны ожесточенно сражались против огузов-язычников, стремясь добиться от них принятия ислама. Второе - дворцовые интриги, возникшие на почве борьбы за престол, группировали различные племена за различными партиями, что еще больше усиливало раскол. Вообщем, падение государства Сельджукидов было предопределено именно тем фактором, что кочевники всегда "разлагались" в городских условиях при первой встрече с "элементами сладкой жизни".

С этого же периода начались складываться государства и на их основе тюркские этносы, перешедшие от кочевой жизни к оседлой. На пространстве, завоеванными Сельджукидами, образовалась система султанатов, куда стекались массы тюркских кочевников. В особенности приток тюркских кочевников усилился в период монгольского нашествия. Наряду с огузами в переднеазиатские султанаты мигрировали кыпчаки, карлуки и др.

В Средней Азии тоже образовались государства, основанные тюрками, среди которых заметно возвысилось государство Хорезмшахов-Ануштегинов.

Тюркизация же Малой Азии, где в дальнейшем образовалась наиболее могущественная тюркская держава, началось отчасти еще в досельджукскую эпоху, при Аббасидах, когда на охрану границ с Византией привлекались тюрки: карлуки, кыпчаки, печенеги, огузы и др. Но первым крупным и достаточно сильным тюркским государством стал Сельджукский султанат. При укреплении политической власти социально-этнические процессы начали развиваться на основе постоянно действующих общественных институтов.

Уже после смерти Мелик-шаха правитель султаната Сулейман Куталмыш стал фактически независимым. Пользуясь ослаблением Византии Сельджуки укрепились в Малой Азии, захватили ряд приграничных земель и встали заслоном на пути крестоносцев из Европы. Кстати, в этом большая историческая заслуга тюрок. Именно их войско и государства, образованные тюркскими военачальниками, отразили натиск диких орд крестоносцев.

Сельджукский султан Кылыч-Арслан полностью сломил Византию, но после его смерти султанат был фактически поделен между его потомками. В дальнейшем на землях Сельджукидов Малой Азии образовались многочисленные мелкие государства, соперничающие друг с другом. Прибывавшие чисто кочевые огузские вожди вступали в борьбу с местными социально ассимилировавшимися тюрками и их царьками.

Несмотря на принятие ислама, у тюрков сохранились многие родовые обычаи, отличавшие их от всех мусульман и способствовавшие сохранению этнического облика.

Одним из основным факторов, укрепившим этническую консолидацию огузов, стало именно бедствие, обрушившиеся на них - нашествие монголов. Разгромленные, перебитые огузы, бежавшие в Малую Азию к своим единоверцам, испытывали чувства единения и общности.

Сельджукское государство Малой Азии стало убежищем для многих беженцев из Средней Азии. Веротерпимость султанов привлекало в пределы государства и христиан. Здесь шла активная диффузия культур и религий. Мусульмане-огузы восприняли много религиозных обычаев христиан и многие местные христианские святыни стали объектом поклонения также и мусульман. В целом, это было государство, где равные возможности имели все, независимо от религии, этноса и происхождения. Сейиды, шейхи, дервиши устремлялись сюда, получали земли, щедро раздаваемые султаном. Последние поощряли строительство, развитие культуры и литературы (6). Также много мигрировало ученых, богословов, поэтов.

Привлекательность правления тюрок способствовала тому, что многие местные жители, стали активно принимать участие в созидании тюркского государства, принимали ислам и становились со временем частью тюркского этноса. Даже широкое принятие армянами ислама повлекло за собой обвинения их в измене со стороны христиан (7).

Именно привлекательность тюркского правления и принятие в связи с этим многими христианами ислама сыграло решающую роль в укреплении этноса и предотвратило ассимиляцию тюрок в местной среде. Тем более, что ислам в Сельджукском государстве был далек от "классического". Синтез с христианами, огромное влияние дервишей, различных суфийских братств сделали религию разнообразным и привлекательным. "В Малой Азии был перекинут мост между мусульманством и христианством" (8). Большое количество христиан целыми деревнями переходили в ислам именно благодаря привлекательности "тюркского ислама" (9). У тюрок стал распространяться обычай жениться на иноплеменницах. При этом жены сохраняли право исповедовать христианство. У многих султанов жены были христианки - у Кылыч Арслана, Сулеймана, Кейхосрова I и др.

Эти факторы – «тюркский ислам» и благоприятный режим тюркского государства - способствовали сложению в Малой Азии в будущем турецкого народа. Вместе с тем, на начальном этапе формирования турецкого этноса, в период заката могущества Сельджукидов, тюрки могли стать легкой добычей своих соседей и быть ассимилированы ими. Только подъем рода Османов укрепил этническое ядро тюрок, впоследствии образовавшее турецкую нацию.

Период расцвета в Малой Азии сменился периодом упадка и разложения. Развитие феодальных отношений и усиление социальной дифферинциации отдалили правящую знать от остального населения. К тому же, султаны, стали практиковать сбор наемников в войска, что тоже отрицательно сказался на прочности родо-племенных связей. "Султаны оторвались от огузских масс, силами которых была завоевана и создана империя" (10).

Практика привлечения наемников в армию и создание профессиональной армии - впоследствии янычаров, и назначение на должности рабов, которые были более преданы, чем феодалы и, особенно, чем племенные вожди, введенное великим визирем первых Сельджукидов Низами аль-Мульком, было продолжено и у Османов.

Но к тому времени этно-политическая ситуация резко изменилась. Как отмечалось, после монгольского нашествия, расширился приток тюркского населения. Поднялся своеобразный тюркский национализм. На этой почве усилилось княжество Караман, в канцелярии которого употреблялся тюркский язык, в противовес засилью персидского, усиленно насаждаемого монголами. В конце XIII века стал выделяться род Османов, правивший в одноименном княжестве. Особенно усилилась их экспансия на запад, против одряхлевшей Византии. Надо отметить, что местные жители встречали тюрок радушно (11).

То, что тюрки были мусульманами, а византийцы - христианами, и между ними шла постоянная борьба, предотвратило ассимиляцию тюрок в среде более оседлого христиано-византийского мира.

После создания Османской империи, явившаяся форпостом мусульманского мира на границе с христианством, где в тоже время существовали приемлемые для различных по вероисповеданию и происхождению людей условия жизни, что способствовало, как и при Сельджукидах, широкому притоку различных категорий людей - феодалов, ученых, купцов, земледельцев - в пределы Османской империи, этнические процессы начали развиваться на единой, относительно устойчивой базе.

Среди османских государственных деятелей были представители различных национальностей - армяне, хорваты, славяне, арабы (12).

В этой связи хочется несколько слов сказать об "армянском геноциде". Известно, что в Османской империи многие отрасли экономики, финансы, находились в руках армян. Были даже армяне-генералы в турецкой армии. Во время же Первой мировой войны державы АНТАНТЫ, особенно Россия, стремясь расколоть изнутри Османскую империю, подстрекали армян к восстанию, что и было осуществлено под руководством части армянской аристократии и эмиссаров АНТАНТЫ. В условиях войны, неизбежны были столкновения с турецкой армией, тем более, что армяне стали истреблять турецкое населения в местах своего компактного проживания в Восточной Анатолии. Турецкие власти отдали приказ о выселении армянского населения из приграничных территорий. Жертвы были с обеих сторон.

Несомненно, трагедия армян и турок заслуживает исторической оценки – подчеркиваем, исторической, причем как армян, так и турок. Но после окончания Первой мировой войны количество погибших среди армянского населения впоследствии стало "расти" в геометрической прогрессии. Вопрос о "геноциде" вышел из рамок истории в область политики, а вернее даже пропаганды, используемой определенными заинтересованными лицами и странами в противовес Турции. Для армянских националистов этот вопрос является ключевым в желании расширить свою территорию и создать Великую Армению между трех морей, которой никогда не существовало. (Разве, что если «морями» считать три озера - Ван, Урмия и Севан, да и в этом случае, "исторические" территорий армян не соответствует данным территориям. Античная Армения достигла определенного могущества в период правления Тиграна Великого, но этот подъем был кратковременным и не охватывал указываемые армянскими учеными огромные районы между тремя морями).

Ни одно тюркское государство не существовало так долго, как Османская империя. Неудивительно, что в XX веке именно анатолийские тюрки выдержали все удары судьбы и, более того, сохранили после Первой мировой войны свою государственность.

За столетия существования Османской державы тюрки изменились. Они трансформировались из кочевников в земледельцев, при этом сохранив военные навыки и доблесть. Политика османских султанов была направлена на слом кочевой знати и она, при возникающих волнениях, в первую очередь подвергалась репрессиям. Но, вместе с тем, султаны создали профессиональную армию - янычар. Несколько столетий янычары были опорой Стамбула, пока, в начале XIX в. такой набор в армию не устарел. До того, пока не была модернизирована армия и экономика при Ататюрке, турки уступали территории почти на протяжении ста лет.

Кроме Малой Азии тюрки-огузы широко расселились в Закавказье и северных областях Ирана и Ирака. В Закавказье, а именно в Азербайджане, тюркское население широко расселилось еще в I тысячелетие н. э., особенно в середине тысячелетия. Наплыв северных кочевников - хазар, басмилов, савир, сопровождался оседанием части кочевников в Азербайджане. Практика расселения кочевых тюркских племен применялась также Сасанидами с целью создания буферной зоны на севере империи. Известен, например, факт расселения Хосровом Ануширваном 10 тысяч савир в Азербайджане, что было отмечено в III главе. Так на вопрос арабского халифа Муави (661-750 гг.) относительно Азербайджана, его визирь ответил, что в этой земле издревле обитают тюрки. Так что, ко времени появления Сельджуков тюркские племена прочно освоились и расселились в Албанском государстве.

Этническая ситуация в Закавказье резко изменилась при нашествии арабов и исламизацией части албан. Естественно, что албанцы сохранившие христианскую веру со временем имели более тесные контакты с единоверцами - грузинами и армянами, что предполагало раскол единого этноса.

Захват Закавказья Сельджуками в численном отношении не сильно отразился на соотношении тюркского и местного населения, т.к. приток сельджуков был немногочисленным, основная их часть расселилась в Малой Азии. Но политическая власть Сельджукидов и созданных после них тюрками государств, особенно Атабеков-Ильдегизидов цементировала и консолидировала тюрков, оформила политико-социальные институты власти. В этой ситуации неизбежна была ассимиляция расколовшегося этноса албан в тюркской среде, при том как мусульман, так и христиан, т.к., как и в Малой Азии, тюрки широко привлекали местное население на государственную службу, а значит происходила со временем и смена веры части христиан в мусульманство.

Далее большое количество тюркского населения мигрировало в Закавказье и Иран при нашествии монголов. Именно в этот период количество тюркского населения стало подавляющим. Сразу после ослабления монголов возникли тюркские государства. При государствах Ак-коюнлу и Кара-коюнлу дополнительно часть огузских племен прибыло из Средней Азии в Азербайджан и Иран.

Как и в Малой Азии, религия - ислам, сыграла значительную роль в консолидации тюрок и ассимиляции местного населения, особенно в Закавказье. Но имелись и отличия в процессах, происходящих здесь и в Малой Азии.

В этих районах не было такого мощного тюркского государства, как Османская империя в Малой Азии. Но ассимиляции тюрок со стороны местного населения не произошло еще и по причине более древнего проживания тюрок в Закавказье с начала I тыс. н. э.

Что касается Ирана, то здесь имелись наиболее благоприятные предпосылки для ассимиляции тюрок в местной среде, что и произошло отчасти. Ведь созданные здесь тюрками государства, даже такое мощное как Сефевидское, со временем "иранизировалось". Но в то же время именно благодаря этим государствам, созданными тюрками, на определенном этапе, особенно, в начальный период сложения каждого из этих государств, при доминировании тюркской знати в политическом управлении страны, имела места этническая консолидация тюрок. Не случайно, что к XV вв. в литературе и, частично, в государственной канцелярии, стал все больше употребляться тюркский язык вместо персидского.

С XV в. отдельные тюркские племена в пределах своих государственных границ или географической области формировали общие для конкретного этноса социальные и культурные институты. В Средней Азии формирование казахского народа шло на базе района кочеваний трех казахских жузов, узбекского - в пределах государства Шейбанидов; турок - на территории Османской империи, тюрок Азербайджана - в пределах Севефидского государства. С этого времени этнические процессы в основном замкнулись в рамках отдельных государств.

На всем пространстве распространения тюркоязычных этносов, кроме, пожалуй, Османской империи, период XII-XIX вв. отмечался упадком мощи тюрок, сопровождавшийся застоем в хозяйственной и социальной жизни. Л.Н. Гумилев данный процесс напрямую связывает с застоем хозяйства - кочевого животноводства, обусловленного климатическими изменениями - засухой в степи. Л.Каэн видит упадок тюрок в отставании от технического развития европейских народов. Созданные современные вооружения на основе достижений науки и техники, переход к комплектованию профессиональной постоянной армии в Европе, покорили былую мощь тюркских кочевников. Отчасти и то, и другое правильно. Кроме того, застой социальной жизни был определен влиянием религиозных институтов. Если на определенном этапе ислам сыграл положительную роль как в расцвете науки и культуры, так и в этнической консолидации тюркских этносов, то позже он стал тормозом в общественно-культурном развитии. Далее, важным фактором стало то, что в силу упадка многие тюркские народы потеряли независимость и не могли самостоятельно развиваться.

Анатолийские тюрки, возможно, во многом благодаря сохранению независимости смогли трансформироваться и создать мощное государство. К тому же в Анатолию стекались наиболее, по выражению Гумилева, «пассионарные тюрки», готовые сражаться на передовой, в то время как предпочитающие мирный уклад жизни выбрали долины Закавказья и Средней Азии. Не обошлось и без роли личности, а именно, Кемаля Ататюрка. Хотя некоторыми исследователями его реформы, проведенные достаточно жесткими методами, воспринимаются неоднозначно, полагая что они отдалили тюрок от традиций, ислама, чрезмерно вестернизировали и т.д., но именно под его лидерством турки сохранили свою государственность после Первой мировой войны и, будучи далее привержены его идеям, выдержали постоянное давление со стороны СССР и смогли модернизировать как общество, так и экономику.

После распада СССР наблюдается подъем и в некоторых других современных тюркоязычных государствах, но насколько они смогут реализовать свой потенциал покажет время. Процессы в этих новых государствах сложные и важно, чтобы экономический прогресс имел также положительное влияние на политическое и социальное развитие. В данной работе мы рассматривали этно-социальные процессы кочевников, и поэтому исследование современных государств находится вне рамок данной работы.

Примечания
1. Литвинский Б.А. Этногенез и этническая история народов Средней Азии и Казахстана в древности и средневековье. "Проблема этногенеза и этнической истории Средней Азии и Казахстана". Выпуск I, Алма-Ата, 1990. С.23.
2. Бартольд В.В. 12 лекций по истории турецких народов Средней Азии. Собр. соч. т.V. С.67.
3. Там же, с. 69.
4. Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов Средней Азии в IX-XIII вв. М., 1991. С. 91.
5. Киракос Гандзакаци. История Армении. М., 1976. С. 89.
6. См. Гордлевский В.А. Государство Сельджукидов Малой Азии. Изб. соч. т.I. М., 1960.
7. Там же, с. 198-199.
8. Там же, с. 210.
9. Atabinen R.S. Les Turcs a Сonstantinople du V-eme au XV-eme siecle. ''Les Turcs occidentaux et la Mediterranee.'' Istanbul, 1956. P. 158-159.
10. Kafesoglu I. Meliksah devrinde Buyuk Selcuklu imparatorlugu. Istanbul, 1953. S. 161.
11. Миллер А.Ф. Краткая история Турции. М., 1948. С.14.
12. Достян И.С. Борьба южнославянских народов против Турции в XIV-XV вв. "Византийский временник". т.VII, 1953.

| Глава V | Глава VI | Глава VII |

Site copyright © 2006 - 2007"Администратор".
Дизайн: Абдуманапов Рустам

Hosted by uCoz