ИСТОРИЯ МИГРАЦИЙ ТЮРКСКИХ КОЧЕВНИКОВ
Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ
ГЛАВНАЯ
КОНТАКТЫ
Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ
ЛИТЕРАТУРА
Фарид Шафиев. Этногенез и история миграций тюркских кочевников: закономерности процесса ассимиляции

Глава V.
ТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ И ЭТНОГЕНЕЗ.

После падения Каганата большую роль в истории народов Евразии сыграли конфедерации тюркских племен. Именно эта форма сосуществования была характерна в послетюркютское средневековье для тюркских кочевников.

УЙГУРЫ

Уйгурам принадлежит решающая роль в разгроме тюркютов. Они представляли наиболее сильную и сплоченную часть восставших племен и наиболее рьяно охотились за тюркютами.

Уйгуры представляли собой конфедерацию племен во главе с токуз-огузами, состоящую из басмалов, восточных карлуков, шести телеских племен и собственно уйгуров. Уйгуры по преданиям имели 10 родов - "он уйгур" Их предками, согласно китайским источникам, были хунны. Преемственность культуры уйгуров Тувы с культурой хуннов несомненна. "Предки дома ойхор (уйгур) были хунны" (1), что подтверждается и общей территорией расселения хуннов и уйгуров на р. Cеленге (2). В IV-V вв. уйгуры входили в объединение племен теле. При жужанях он-уйгуры ушли на север, а токуз-уйгуры на юг. В VIII в. при тюркютах шел процесс консолидации уйгурских племен, завершившийся при вожде Пейло (742-756). C образованием каганата уйгуры стали вассалами тюркютов.

Позже уйгуры возглавили племена "токуз-огузов", активно поддержавшие тюркютов при становлении Второго каганата. Происхождение "токуз-огузов" связывается с консолидацией собственно уйгуров с племенной группой найман - "секиз-огузами" (что дало при сложении "токуз-огуз"; "уйгур" - "уймак" - объединяться) (3).

Уйгурское государство было конфедерацией. Многочисленные войны, предшествующие сложению Уйгурского каганата, изнурили кочевников, поэтому уйгуры решили установить мирные отношения с китайцами и признали себя их вассалами. Вместе с тем, уйгурам пришлось разбираться с другими соседями. Вождь уйгур Хан Моянчур усмирял татар и киданей, сразился с карлуками, кыргызами и чиками. Он смог отстоять целостность границ каганата и, более того, расширил владения благодаря победам над кыргызами и карлуками. Позже добровольно подчинились кидани. Встав во главе многочисленной конфедерации, уйгуры ограничились сбором дани с вассальных племен (4).

Примечательным фактом в истории кочевых племен стало принятие уйгурами манихейства. Религия, зародившаяся в Иране после проповедей Мани, нашло себе единственное прибежище среди крупных кочевых племен только у уйгуров. Впрочем, она не вписалась в сложившийся веками быт кочевников. Полнейшее равенство, имущества, скота и даже жен не могло найти широкого отклика среди кочевников. К тому же эта религия стало причиной вражды с мусульманами Средней Азии, конфуцианским Китаем, буддистами Тибета и шаманистами-кочевниками. Манихейство, с ее философией неприятия плотской жизни, отрицания вообще ценности земной жизни было прямо противоположно мировоззрению кочевника. Кочевник был един с природой, он наслаждался цветущими полями, ослепительно зелеными предгорными долинами, "заедая" все это свежей бараниной и запивая животворной ключевой водой. Как же можно было это считать деянием Тьмы? Кочевник трудился весь день на природе, вечером сидел рядом с женой и детьми в юрте, рассказывая героические предания предков. "Как мог он представить себе абстракцию борьбы Света и мятущейся Тьмы?" (5). Вместе с тем, культурный уровень уйгурской знати повысился (что, кстати, отдалила знать от народа), росло строительство, расширялась торговля и т.д. Особенно возвысились уйгуры после падения империи Тан, разгромленные ими после восстания в Китае Ан Лушаня. Однако, роскошь и раскол знати и народа на почве манихейства предопределили роковой час Уйгурского каганата. Ослаблением уйгуров воспользовались кыргызы. К тому же, в 840 г. эпидемия и голод лишили уйгуров многочисленных стад. Кыргызы уничтожили большое количество уйгуров.

Часть уйгуров продвинулась на территорию Восточного Казахстана, где приняла участие в сложении кимако-кыпчакского этносоциального объединения. Возможно, именно уйгурам, как и во многих других местах, принадлежит организующая роль в процессе объединения и консолидации племен (6).

Но самая организованная часть уйгуров во главе с Бугу Цзунем ушла в Турфанский оазис, где создала самостоятельное княжество. Здесь далее уйгуры подверглись трансформации. Местное население до прихода уйгуров занималось земледелием. Животноводство играло подсобную роль. Достаточно развиты были феодальные отношения. Население исповедовало буддизм. Все это отразилось на новых пришельцах. Уйгуры вскоре занялись земледелием и приняли буддизм. Здесь уйгуры-кочевники проявили потенциальную возможность вообще тюрок-кочевников развивать и обогащать воспринятую культуру. "Уйгурские художники, восприняв живописное и скульптурное мастерство прежних школ, вводят черты портретности, изображают этнографические реалии, и к традиционной условности примешивается новая струя, идущая от реальной жизни" (7). Замечательные архитектурные сооружения: комплекс гробниц в Кочо, развалины храма Безеклик являются ярчайшими образцами уйгурского мастерства. Уйгуры не только восприняли прежние традиции, но и внесли свое. Громоздкие, подавляющие зрителя скульптурные изображения стали заменяться красочными картинами. Уйгурское искусство синтезировало индийское, тохарское, тюркское и китайское наследие. Ковры уйгуров пользовались славой в Китае. Путешественники отмечали любовь уйгуров к музыке. Уйгурские документы и другие данные говорят, что грамотность среди уйгуров распространилась сравнительно широко (8). Уйгурское государство стало типичным феодальным средневековым политическим образованием. Получили распространение рента земли и ростовщичество. Жители несли как феодальные, так и государственные повинности, частью натурой.

За четыреста лет существования самостоятельного Уйгурского государства в Восточном Притяньшанье уйгуры перестали быть прежними кочевниками. Они сильно преобразились. Это были в основном оседлые земледельцы и коммерсанты, хорошо образованные. Нахождение на важнейшей торговой магистрали изменило и моральный облик бывших кочевников. Так, Марко Поло писал, что при посещении купцом уйгурского дома мужья уходили из дома на несколько дней, приказывая женам выполнять все прихоти гостя. Арабский географ Гардизи же писал, что в Хотане (одном из крупных уйгурских городов) на базаре полно блудниц и распутных женщин (9).

Вместе с тем, уйгуры окончательно не потеряли воинских навыков, правда, предпочитая миром улаживать возникающие конфликты. Так, уйгуры признавали себя вассалами китайцев и киданей. При появлении на исторической арене монголов Чингис-хана уйгуры поддержали их, за что те сохранили за ними право самостоятельно вести внутреннее управление до 1369 г.

После монголов земли уйгуров вошли в состав Китайского государства. В настоящее время потомки уйгуров проживают в основном в Синьцзян-Уйгурском автономном округе Китая, где располагался ядерный полигон. Во время второй мировой войны здесь было создано Уйгурское государство, во многом благодаря усилиям Москвы, в частности, Сталина. Но после войны ситуация изменилась. Уйгурия мешала бы сближению коммунистического CCCP и коммунистического Китая во главе с Мао Цзедуном. Поэтому, Уйгурское государство лишилось самостоятельности, а ее вожди, в основном коммунисты, были убиты.

КАРЛУКИ

Карлуки были этнически близки к тюркютам. Но, несмотря на это, карлуки имели хорошие отношения с китайцами и оказывали им поддержку в военных операциях против тюркютов. За это карлукские вожди получили от китайцев почетные чины. Этот союз был впрочем, не крепким. Истинной близости между кочевниками и китайцами никогда не было. Так, в знаменитой Таласской битве между китайцами и арабами, карлукский удар в тыл китайцев предрешил исход битвы в пользу арабов.

Первоначальным местом расселения карлукских племен были области между Западным Алтаем и Тарбагатаем. В "Истории династии Cуй" (581-681) карлуки названы по имени их главного рода - "булак" (боло) как обитатели склонов Актага (Алтая). В хронике династии "Таншу" (618-907) карлуки названы "гелолу". Их происхождение ведется от тюрок. Первоначально карлуки состояли из трех крупных родовых объединения: моула (булак), чжисы (чигиль) и ташили.

После окончательного разгрома тюркютов в Центральной Азии карлуки были признаны китайцами "царями Алтая". Вскоре, карлуки победили тюргешей и стали полновластными хозяевами Средней Азии. К 766 г. они покорили Семиречье, Талас и долину реки Чу. Здесь оформилось политическое ядро карлуков, в которое вошли различные тюркоязычные племена (что опять подчеркивает конфедеративный характер тюркских объединений): тухси, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барханы, часть уйгуров. Уйгуро-карлукский союз позволил сложиться двум государствам - Караханидам и Туркестанской Уйгурии, о котором писалось выше. В обоих государствах имелся общий этнический субстрат.

Карлуки относились к европеоидной расе с примесью монголоидных черт. Арабские географы изображают их красивыми и мужественными. Махмуд Кашгарский называет их самым культурным народом среди тюркских кочевников того времени.

Во второй половине VIII века карлуки подчинили западные земли до Ферганы. Несмотря на преобладающее положение в занятых областях, карлуки не создали централизованного государства. В VIII-IX вв. карлукам приходилось вести войны с уйгурами и арабами. Война на два фронта вынудила карлукского вождя «джабгу» признать зависимость и от арабов и от уйгуров.

Карлуки сопротивлялись натиску ислама до 960 г., когда они приняли мусульманскую веру. Это произошло уже намного позже, после признания зависимости от арабов и поражения от арабского полководца Фадл бен Cахла в 812 г. Часть карлуков бежала в страну кимаков. После разгрома уйгуров енисейскими кыргызами карлукский джабгу сделал попытку восстановить политическую гегемонию в Семиречье и объявил себя каганом в 840 г. Но в том же году карлуки потеряли земли у Исфиджаба в результате ударов Саманидов. В 893 г. Саманид Исмаил ибн Ахмед захватил Тараз, обороняемый каганом Огулчак Кадыр-ханом и пленил множество карлуков. Последние вынуждены были отступить на восток, в Кашгар.

На этих землях позже образовалось КАРАХАНИДСКОЕ государство. Это было конфедеративное государство, отразившее в своей структуре такой же племенной характер объединения, сформировавшее данное государство. Некоторые относят караханидов к уйгурам, некоторые - к алтайским тюркам. В.Бартольд считал, что основное ядро Караханидов состовляли чигили. Но ближе всего к истине, на мой взгляд, стоит Кляшторный с идеей конфедерации карлуков, чигилей и ягма. Конфедеративность присуща и внутреннему устройству данного государства. Страна была разделена на уделы, степень зависимости которых от главы государства определялась исключительно личными качествами последнего (10). Но, конечно, в конфедеративном государстве должен был быть этнос, из рядов которых выбирались ханы или внутри которого передавалась власть по наследству. Таким этносом могли быть карлуки. Предания рассказывают о Бильге Кюль Кадыр-хане, имевшим двух сыновей: Базыр Арслан-хан и Огулчак Кадыр-хан. Они нам уже известны по событиям последних лет правления карлуков. От них и ведут свое происхождение Караханидские ханы.

Сын Базыра Cатук, став во главе новообразованного объединения, принял ислам. C 950-х годов началось расширение государства Караханидов. В состав государства вошли юго-восточная часть Центрального Тянь-Шаня и северные районы Кашгарии. Укрепившись на Тянь-Шане и Cемиречье Караханиды устремились на запад. Это мощное завоевательное движение возглавил Богра-хан. Под его натиском рухнуло государство Саманидов. Это было сильное государство в Средней Азии, возникшее как часть Арабского Халифата. C 875 г. Саманиды самостоятельно управляли государством. При Саманидах сильное развитие получили персоязычная литература и культура. Сложение таджикского народа относится именно к периоду Саманидов. Однако, за "столетие доблесть дехкан, вознесших трон Исмаила Самани, растаяла в очаровании садов, веселом шуме базаров и благолепии суннитских мечетей. Потомки воинов стали образованными и веселыми обывателями. Вскоре, Саманиды, чтобы сохранить свою державу, стали покупать тюркских рабов и составлять из них войско" (11). При принятие карлуками, а потом чигилями и ягма ислама, тюркские гулямы Саманидов стали ближе со своими тюркскими соплеменниками. Малейшее давление со стороны Караханидов - и держава Cаманидов рухнуло как карточный домик. Огромные территории от Кашгара до Аму-Дарьи были розданы членам караханидского дома, носившие титулы илек-ханов.

Государство Караханидов, в силу многоплеменного характера, не было централизованным и монолитным. Ханы враждовали друг с другом и привлекали в междоусобную войну различные племена.

При Караханидах (и Cельджукидах - ниже) широкое распространение получил такой феодальный институт землевладения как "икта" - вид военного лена. Икта - земельное владение давалось кочевому феодалу с юридическим иммунитетом и правом сбора налогов. Хоть источники отмечают существование этого института еще при Аббасидах, но он, как отмечалось нами ранее, напрямую связан с трансформацией кочевой знати в земледельческих районах. Ведь именно при Аббасидах началось широкое привлечение тюрок на военную службу.

Кочевника-воина можно было именно таким посулом, как "икта", удержать в близости от царского трона. В земледельческих районах ему не могли выделить большие пространства для кочевий; богатство же исходило от земледельческого населения. Владея "икта", кочевой феодал получал прибыль, за что и служил вождю. Не случайно, что именно при Караханидах и Cельджукидах, государствах созданных кочевниками, широко внедрился институт "икта".

Караханиды также старались поддерживать города. Это государство уже синтезировалось с оседлыми районами. Если при тюркютах, хуннах и уйгурах VIII-IX вв. кочевники управляли земледельческими районами, "не смешиваясь с оседлым миром", то с X века, с Караханидов и Cельджуков началось взаимопроникновение двух миров.

Тюркские феодалы становились во главе государств именно в земледельческих районах. Так, известное государство Газневидов в конце X в. было создано тюрком Сабук-тегином. Не только политические деятели, но и многие ученые, и философы были тюрками, воспринявшие исламскую, арабо-персидскую культуру. Известное суфийское течение было представлено многими тюркскими по происхождению мыслителями - Фараби, Руми и др.

Тюркские правители были терпимы к другим религиям. Политическое господство ограничивалось сбором дани. Воевать они предпочитали посредством силы и доблести своих кочевых собратьев. Вместе с тем, именно в кочевой среде шло ожесточенное соперничество за пастбища и гегемонию в степи, доходившее до полного истребления одним этносом другого. Так и Караханидское государство вскоре раскололось на правое и левое крыло. Каждое из этих государств соперничало друг с другом и искало себе новых союзников. Поэтому, Караханиды вскоре стали вассалами более сильных соседей: западное ханство Караханидов - Сельджукидов, а восточное - киданей (вскоре вообще переставшем быть ханством).

C X века можно начать вести историю массовых переселений тюрков в земледельческие районы юга Средней Азии и Ближнего Востока. Именно при взаимодействии кочевников и земледельцев могли возникнуть этнические контакты и интенсифицироваться этнические процессы, в частности, процессы ассимиляции. Уже к этому времени, многие земли в Средней Азии (определенно земли восточнее Аму-Дарьи) были тюркскими. Как видим, до того не было устойчивой политической ситуации, способствующей ассимиляции земледельческого населения. Отдельный успех тюрков до того, при смешении с земледельческим населением, всегда привел бы к их ассимиляции со стороны земледельцев (иранцев, к примеру), находившихся на более высокой ступени развития политических институтов, если бы тюрки не составляли большинство в этих районах. Ассимиляция земледельческих народов активизировалось с X в., когда и началось тесное взаимодействие двух миров - кочевников и земледельцев - в пределах, что важно, единых политических образований.

КЫРГЫЗЫ

Кыргызы - гяньгуни упоминаются среди тюркских народов в наиболее ранних китайских источниках, относящихся к хуннской эпохе. Л.Р. Кызласов считает, что первоначально тюрки-гяньгуни жили на юге – на северо-западе Монголии и проникнув на север, на Енисей, смешались с местными тагарскими племенами (динлинами), что положило начало сложению кыргызского этноса (12). Близость языков кыргыз, тюркютов и уйгур говорит о единых корнях этих крупных тюркских народов. К этой же группе в древности принадлежали, несомненно, и огузы с кыпчаками. Огузские языки особенно схожи с языком орхоно-енисейских надписей.

Общенародный кыргызский язык сложился в верховьях Енисея и Южного Алтая. Этноним "кыргыз" (кырг, кырыг) связывается с красным цветом. Появление такого названия в местностях междуречья Енисея-Оби некоторыми исследователями объясняется географическим фактором - красным цветом пород почв этого края (13). Китайцы предполагали, что этноним "кыркыз" (хя(р)гяс (совр. хакас)) отражает внешность и изображали кыргызов красно-рыжыми, так, как и динлинов. На наш взгляд, с учетом также того, что как кыргызы, так и динлины были европейцами, этноним отражал именно внешний облик. Связывать же, как К.И. Петров, данные этнические названия с географическими факторами, на наш взгляд неверно. Кроме того, в истории тюркских народов известны немало народов, названных по внешнему облику - половцы-кыпчаки (полова - желтый). (Правда насчет этого этнонима высказывал скепсис Олжас Cулейменов в книге "От Аз до Я", считая, что слово "полова" это отражение образа жизни ("полова" - поле, т.е. степняк). Но и в арабских источниках половцы-кыпчаки описываются как "желтый" народ.)

Между родственными динлинами и кыргызами шел процесс консолидации и, очевидно, в рамках древнего единого государства, известного по китайским источникам как Цзянь-гунь (Кыргун). В 48 г. до н. э. хуннский предводитель Чжичжи разбил Кыргун и основал там свою столицу. После падения хуннов кыргызы были независимы до прихода тюркютов.

Хозяйство кыргызов, в отличие от многих других тюркских племен, отличалось большей развитостью земледелия и ремесел. В засушливых районах кыргызы производили искусственное орошение. У кыргыз было развито ремесло, гончарное производство, обработка металлов. Имелась своя письменность. В целом, социально-политические отношения у кыргызов достигли наибольшего развития по сравнению с другими тюркскими племенами того времени.

Резко возвысились кыргызы после их победы над уйгурами в 840 г. Большинство токуз-огузских племен Хангайско-Алтайского нагорья, подчинявшихся ранее кагану уйгур, признали верховенство кагана кыргыз. Но через некоторое время токуз-огузы отпали от кыргызов. В начале X в. в Монголии возвысилось объединение монголоязычных киданей, некогда входивших в состав сяньби. Они и положили конец государству кыргызов на Енисее. Но широкое переселение кыргызов на Тянь-Шань связано с монгольской эпохой (XIII век) и, в целом, давлением монголоязычных племен на тюрков.

Потеряв самостоятельность и политическое верховенство на своих землях, кыргызы постепенно мигрировали на запад и юг, где активно смешивались с кыпчаками. Уже в едином составе с кыпчаками кыргызы проникли на Тянь-Шань в монгольский период, будучи уже подвергнутыми антропологическим изменениям, со значительными монголоидными чертами.

На Тянь-Шане - родине современных кыргызов, ведущее положение занимали группы "десятистрельных тюрок" - "он-огуз". Вместе с огузами они ушли в Среднюю Азию и на Ближний Восток. Их место заняли пришедшие с востока карлукские и огузско-уйгурские племена. В XIII в. Тянь-Шань подвергся широкому притоку кыргыз-кыпчакских племен. Вместе с ними переселились и некоторые другие племена: теленгуты, урасуты и найманы.

Кыргыз-кыпчакские племена при монголах не были включены в удельную систему и оказались на положении "государственных племен", бывших в ведении государственной администрации ханов. Переселения продолжались весь период монгольского владычества. После падения монгольских улусов, на части территории Чагатаева улуса образовалось государственное объединение, именуемое в источниках того времени Моголистаном. В этническом отношении Моголистан представлял собой конгломерат из кыргыз-кыпчакского населения и части монгольского и домонгольского населения. Язык монголов не закрепился на этих территориях. Этническая консолидация происходила на базе кыпчакских языков.

Как государство Моголистан представлял собою феодально-раздробленное образование с полунезависимыми улусами-владениями, периодически объединяемые каким-либо сильным правителем. Процесс консолидации кыргызов сопровождался переходом к оседлости значительных масс кыргызов и сменой религии.

В научной литературе мало уделялось внимание вопросу влияния религии на этногенез и этнические процессы, в частности, влияния такой мировой религии как ислам. Хоть и ряд исследователей-кочевниковедов, например, Л.Н.Гумилев, считали, что ислам сыграл отрицательную роль среди кочевников, в целом, на мой взгляд, мусульманская религия сыграла одну из решающих ролей в этнической консолидации и сложении современных тюркских народов. Гумилев считал, что ислам "расхолаживал" тюрок-кочевников. "Эта религия больше подходит для торговцев и ремесленников, чем для воинов-кочевников". Но, на наш взгляд, в Османской империи именно ислам сыграл важную роль в консолидации этноса, боевом воспитании янычаров и, вообще, анатолийских тюрок. Вместе с тем, на позднем этапе исламские религиозные институты стали тормозить общественно-культурное развитие тюркских народов.

Конфедеративный характер тюркских объединений оставил след в этнической картине современных тюрок. Так, кыргызский народ до недавнего времени состоял из трех объединений: правого, левого и группы "ичкилик". Также характерно деление на «жузы» у казахов. На современном этапе борьба за власть в тюркских республиках Средней Азии базируется во многом на соперничестве родовых кланов, бывших в прошлом этносов, сложивших базу современных наций.

КИМАКИ

Одним из крупных племенных государств тюркских кочевников было государство кимаков. Оно занимало обширную территорию: от верхней Оби до нижней Волги и от низовий Сырдарьи до сибирской тайги. Центральная ставка находилась на Иртыше, где по легендам и возникло это государство. Территория этого государства была населена самыми различными народами, как это было в кочевом конфедеративном образовании.

Предки этого народа неизвестны. Однако, в археологическом материале наблюдается общность предметов быта и погребальных обычаев с кыргызами (14). Арабские источники сообщают, что кимаки ведут происхождение от татар. Некоторые считают, что источники имеют в виду вообще тюркских кочевников, но арабские авторы выводят кимаков из юго-запада страны, т.е. северо-западной Монголии. К тому же среди кимаков имелся собственно народ под именем татар. В государство кимаков первоначально входило семь племен: имак, ими (оба - огузские племена), баяндур, татар, ланиказ, аджлау и кыпчак. Главным племенем было яньмо (иемак - кимак). В это государство влились и часть уйгуров после развала Уйгурского каганата. Д.Г. Савинов высказывал мысль, что возможно именно уйгурам, как и в других местах, принадлежит решающая роль в процессе объединения (15). Слово "кимак" не встречается в китайских источниках и древнетюркских памятниках. C.М. Ахинжанов согласует слово «кимак» с монгольским племенем «каи» (народ змей) (16), что вполне вероятно, на мой взгляд, исходя из этногенетических преданий (татары выводятся из северо-запада Монголии).

Страна кимаков состояла из одного крупного города (ставки верховного хана, носившего титул "байгу") и была разделена на 11 наследственных уделов, что тоже отражает конфедеративный и разноплеменный не только состав кимакского государства, но и основу сложивших страну элементов. У вождя кимаков была достаточно большая власть: при его одобрении назначались вожди племен, выдавались уделы (передающиеся по наследству), но как у всех кочевников, власть кагана была далека от абсолютизма.

В пределах данного объединения кочевало множество племен (17). Интересен и такой факт, что в мирные времена кимаки и огузы свободно перекочевывали друг другу на пастбища. Помимо скотоводства одним из основных промыслов было производство и продажа мехов. Имеются сведения о наличии письменности. В целом, эта была довольна богатая страна.

Предполагается, что кимакское государство было погублено миграциями центрально-азиатских кочевников, гонимых в свою очередь племенами Дальнего Востока. Для такого разноплеменного государства, отличающееся меньшей слаженностью в отличии от других конфедеративных племенных образований - кыпчаков, огузов, уйгур, достаточно было малейшего толчка для развала. Кимакское государство состояло из татарских, кыпчакских, огузских племен и ее удерживало два фактора: как это всегда бывало при создании тюркских государств - роль одного племени во главе с деятельным вождем и нахождение вдали от "мест исторических баталий".

В 916 г. в Северном Китае образовалось государство Ляо, сложившееся на основе племен киданей. Экспансия Ляо привела к передвижению из Центральной Азии на запад племен кунов и каи. Под их напором пришло в движение племя шары (из кыпчаков). Каи и куны нанесли серьезный удар по государству кимаков. Оно, в свою очередь, также привело в движение кыпчаков, которые заставили огузов уйти в причерноморские степи.

ПЕЧЕНЕГИ

Термин "печенег" в историографии поначалу связывали с тюркским словом, обозначающим родственника - "баджанаг". Но позже высказывалось мнение, что "печенег" отражает личное имя первого вождя Бече. Такое происхождение названия тюркских племен было широко распространено, но в основном, в позднее средневековье.

Это племя, по мнению В.В. Бартольда, рано отделилось от массива огузских племен и упоминается как отдельный народ у арабских географов IX века, еще до своего выселения из земель бывшего древнего государства Кангюй, известного еще в середине I тыс. до н. э. (18). Печенеги были одним из ветвей огузских племен, и неверно считать их появление результатом ассимиляции кангюйского населения (19). При движение на запад они увлекли за собой кангюйцев, но собственно печенеги ведут, несомненно, происхождение от огузов. (Впрочем, по вопросу о Кангюй имеются определенные расхождения. Ряд исследователей указывают, что древние источники сообщают, как персидские, так и китайские, что населения Кангюя говорило на одном языке с окружавшими народами - ираноязычными племенами. Однако, корень "кан", обозначающий красный цвет, известен среди многих тюрских народов: канглы, кангары. Некоторые считают, что это лексически отражает обозначение жителей Кангюя (канг - эр, канг-лы), а другие полагают, что отражает красную этимологию, распространенную у тюркских народов. Вполне возможно, что индоиранцы при освоении Средней Азии ассимилировали или поработили пратюркское племя с данным названием, или захватили земли, носившие их имя. А географические названия чаще трансформируются, чем изменяются.)

Печенеги известны больше по истории стран Восточной Европы. Зажатые сильными соперниками: гузами, кыпчаками и хазарами они двинулись на запад и заняли Северное Причерноморье, изгнав оттуда венгров-мадьяр. ********

Здесь нам хотелось бы коснуться истории нетюркского народа – венгров-мадьяр в связи с ролью тюрок в их этногенезе и ярким примером ассимиляции кочевниками оседлого населения в Европе. Пожалуй, венгры единственный народ в Европе, в нашу эру, ассимилировавший европейское население.

Прародину венгров локализуют в Западной Сибири, среди многочисленных угорских народов. В начале нашей эры венгры перешли к кочевому скотоводству и именно на этой основе начались широкие контакты с тюркоязычными кочевыми племенами. Cудя по происхождению слов, связанных с коневодством и почти со всеми домашними животными, они все заимствованы от тюрок. (А многие пытаются доказать обратное, что на широких степных просторах Казахстана и Западной Сибири тюрки ассимилировали угорское население. Но тогда, если первоначально эти "классические" скотоводческо-кочевые области были фино-угорскими, тюрки переняли бы соответствующую терминологию от них.) Увлеченные общим переселением большой массы кочевников в середине I тыс н. э. мадьяры-венгры двинулись в Северное Причерноморье, где были позже вытеснены печенегами.

Нахождение долгое время в составе тюркских племенных объединений: болгар (Vв.), савир (VIв.), оногуров (VI-VII вв., от которых и происходит название "венгры" -"онгры" - "оногуры" - "хунгары"), хазар (VIII-IX вв.) отразилось на сложении у них военно-политических институтов. В IX в. во главе венгерского племенного союза стоял царь с титулом "кенде". Характер объединения - родо-племенная кочевая военная демократия, тоже говорит о тюркском влиянии. Византийский историк Константин Багрянорядный называет венгров турками.

Венгры обосновались в Европе на территории бассейна Днепра, Буга, Днестра Прута и нижнего Дуная. На этих землях ранее нашли приют многие тюркоязычные племена: гунны, болгары, авары, что, на наш взгляд, сыграло немаловажную роль в этнических процессах на территории современной Венгрии. Эта масса племен, (не все тюркские племена покинули эти земли после падения соответствующих государств гуннов, болгар и аваров) влилась в близкую кочевую среду и, таким образом, венгры избежали на определенном этапе ассимиляции со стороны местных славянских племен, как это произошло с болгарами. Большую роль также сыграла отдаленность от Византии. Венгры не были так сильно подвержены мощи византийской религии и культуры, сыгравшей важнейшую роль в ассимиляции болгар славянами.

Источники не сообщают о каких-либо столкновениях местного населения с венграми. Переход к оседлости у венгров затянулся до XII века, что тоже помогло сохранить венграм этнический облик. К этому времени, за двести лет, политические институты окрепли. Опасный период, в смысле угрозы подвергнуться ассимиляции, у венгров был во время принятия христианства в начале XI в. Но процесс этот был длительным и не сопровождался широкой седентерезацией. К тому же, при принятии христианства не произошло политического подчинения какому-либо государству, что также помогло сохранить венграм идентичность (identity). *********

После венгров, в степях Причерноморья господствовали печенеги. Печенежские орды постоянно наращивали давление на своих соседей. Очевидно, долгие миграции и характерная (см. гл. III) атмосфера Причерноморья сказались на политическом характере печенежских орд. Они круглый год кочевали большими родами и собирались вместе только для организации набегов. Печенеги находились на так называемой таборной стадии кочевания. Социально-политическое устройство можно охарактеризовать как военная демократия, а вернее, военно-кочевая демократия.

Печенеги делились на восемь крупных племен (в византийских источниках - фем), каждый во главе со своим ханом. Эти фемы-орды делились на 40 частей. Они группировались на пять родов (20). (Такое же устройство характерно позднее для каракалпаков. Вообще, все племенные союзы делились четко на крупные роды: у огузов их было 22) Разноплеменной состав печенежского объединения выявляется в названии орд. Три орды назывались кангар. Cильное смешение этносов отмечается и в археологическом материале (21). В среде печенегов находились кангары, огузы, кыпчаки и кимаки. Один из обрядов - возведение святилищ, посвященных культу мужских и женских предков - привнесен из кимакского каганата.

Печенеги полтораста лет господствовали в Северном Причерноморье. Впервые печенеги совершили набег на Русь в 915 г. Но вскоре был заключен мир, и печенеги откочевали к границам Византии и Болгарии. Военную силу печенегов использовали и соседние государства. Так, в 965 г. печенеги участвовали в походе русского князя Святослава на хазар.

Раскол в среде печенегов произошел на конфессиональной почве. В начале XI в. часть печенегов приняло ислам. В скором времени началась вражда между язычниками и мусульманами. Возможно, именно с этим связано дальнейшее усиление военного давления на христианскую Византию со стороны печенегов, тем более, что с юго-востока на Византию наступали Сельджуки. Печенеги закрепились на Балканах, и только разгром печенежских орд со стороны половцев спасло Византию от дальнейших проблем.

КЫПЧАКИ

По мнению многих исследователей, кыпчаки упоминаются в древнекитайских источниках под именем "цюйше", которые локализуются на северо-западе Монголии (22). Cчиталось, что кыпчаки вышли из кимакского объединения. Однако, кыпчаки в составе кимакского государство существовали как отдельное племя и судя по тому, что они были известны еще в хуннскую эпоху, издревле существовали в качестве отдельного этноса ((23), см. также данную главу, "КИМАКИ", прим. 16). В Восточной Европе кыпчаки были известны византийцам под именем куманов, а русским - под именем половцев. По мнению К.Ш. Шаниязова, куманы представляли самостоятельный народ в составе кыпчаков (24). C.А. Плетнева придерживается примерно той же точки зрения, считая, что половцы были восточными кыпчаками в Восточной Европе, а куманы - западными (25).

Кыпчаки, как и многие европеоидные тюрки вышли из общего динлинского массива, что подтверждается некоторыми сходствами. Так, по мнению Г.Е. Грумм-Гржимайло, обычай кыпчаков ставить каменные изваяния на могилах относится к общей динлинской традиции (25а).

Кыпчаки были европеоиды и за свою внешность получили название "полова" - солома - желтый цвет ("кум" - желтый). Правда, существует, относительно этнонима «куман» и другое мнение. «Куман» отождествляется со словом "ку" - лебедь. Этногенетические легенды сообщают о происхождение одного из тюркских родов при переселении на р. Лебедь (Куманды). Однако, относительно желтого цвета, несмотря на ранее упомянутый некоторый скепсис (26), хотим отметить, что в средние века половцы были известны под именем сарачин, сорочин, что означает: "сары" - "кум" - желтый. Вместе с тем, такую цветовую гамму в названии тюркских народов некоторые относят к традиции обозначать стороны света (27). Так, известны группы сары-кыпчак, кара-кыпчак и ак-кыпчак. Но на наш взгляд, устойчивое обозначение среди разных народов: византийцев, русских, арабов одного значения, в данном случае у кыпчаков этнонима, обозначающего желтый цвет, не случаен и отражает именно антропологические данные, что и утверждал про кыргызов, динлин и ряд тюркских народов Г.Е.Грумм-Гржмайло (28). Известно также, что в древних хрониках имеются упоминания о том, что кыпчаки рыжеволосы и голубоглазы (29). Также, половцы в Венгрии описаны как светлый европеоидный народ (30). Армянский историк Матвей Эдесский упоминает о светловолосом народе, который разбил узов и печенегов в середине XI в. у Волги, имея в виду кыпчаков (31). Все это подтверждает сказанное нами в первой главе об антропологическом составе древних тюрок.

Кыпчаки описаны как красивый и боевой народ. Особенно славилась красота кыпчакских женщин, воспетых многими восточными авторами (в частности, Низами, жена которого - Афаг была кыпчанкой.)

Кыпчаки с известных по источникам времен - III в до н. э. находились под властью хуннов до I в. н. э. Во II - IV вв. кыпчаки были вассалами сянбийцев. В IV-VI вв. хозяевами их были жужани. При образовании Тюркского каганата кыпчаки перешли под их власть. В конце VII в. - начале VIII в. кыпчаки большей частью переселились на левый берег Иртыша. Часто причиной переселения называется их нежелание находиться под властью тюркютов. Но это не совсем верно, так как жужанское господство было не лучше, а, очевидно, хуже. Именно в период падения Каганата (не ранее) многие племена начали мигрировать.

Небольшая часть кыпчаков осталось на Орхоне, позже переселившаяся на Тянь-Шань и Кашгарию. Основная масса обосновалась на Иртыше. В конце VIII в. кыпчаки попали в зависимость от кимаков. Но в X в. они уже добились самостоятельности. Да и зависимость в тюркской среде была несколько условной. Ведь именно после кимакского периода кыпчаки настолько окрепли, что вышли на широкую историческую арену (также как многие тюркские племена во времена Тюркского каганата). В начале XI в. кыпчаки подчинили самих кимаков, а в середине XI в. кыпчаки ушли на запад. Границы их новых владений простерлись от Карпат до Урала, где они господствовали до нашествия монголов в начале XIII в.

В IX-XI вв. кыпчаки, как и все конфедерации кочевых племен, были разделены на несколько крупных объединений и расселены в значительно отдаленных друг от друга районах. Отмечаются три группы кыпчаков: 1) присырдарьинские, центральные районы Каратау 2) уральские, от реки Ишим до Урала 3) алтайские, северо-запад Монголии. Определенная часть кыпчаков после середины XI в. обосновалась в северном Причерноморье. Освоение таких больших территорий способствовало названию данных территорий "кыпчакской степью" - Дешт-и-Кыпчак.

У кыпчаков было развито ремесленное дело. Особенно славились кыпчаксие оружия, конские сбруи, колчаны. Известны широко женские головные уборы, нагрудные подвязки. Металлические зеркала, к примеру, на Руси были привнесены из половецкой среды. Известно, что византийцы и венгры заимствовали роскошные половецкие одежды, распространенные даже в среде аристократии.

В XI-XIII вв. кыпчакское общество представляло собой свободные хозяйства. Существовало у кыпчаков и рабство, которое пополнялось за счет военных набегов. В самом кыпчакском обществе не было института перехода в рабство – за долги и др., наоборот, самым бедным членам общества оказывалась помощь. Именно в среде бедняков проходил процесс седентерезации. В целом, кочевники отнюдь не были расположены менять привычный образ жизни.

Каждая орда и даже более мелкое подразделение наделялись ханом участками земли, обязательно включавших в себя места зимних пастбищ - кишлак, летних - яйлак и маршрут кочевки между ними. Хан выбирался аристократами как глава орды в основном для военных целей и ведения внешней политики. А в мирное время жизнь кыпчаков проходила согласно принятым обычаям и при контроле со стороны родовой аристократии.

Женщины пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами. Об этом говорит и обычай сооружать женщинам-предкам святилища (32). Cчет родства в некоторых родах велся по материнской линии.

Кыпчаки активно участвовали в политической жизни сопредельных государств. Из ее среды вышло немало полководцев и правителей. Так, основатель государства Ильдегезидов в Азербайджане, Иране и Ираке был бывший раб-кыпчак, сделавший блестящую карьеру у Cельджуков и основавший собственную династию. Активное участие кыпчаки-половцы приняли в истории Грузии. Грузинский царь Давид IV переселил на свои земли около 45 тысяч половцев. Опираясь на них, Давид IV сумел сломить сопротивление грузинской феодальной знати и, тем самым, укрепил собственную царскую власть.

В Средней Азии кыпчаки все больше проникали в земледельческие районы, но здесь их дальнейшей экспансии поставил заслон хорезмшах Мухаммед. Он подкупами, подарками, угрозами привлекал на свою сторону отдельных кыпчакских предводителей. Так как в Дешт-и-Кыпчаке не было единоличного правителя, хитрому и расчетливому Мухаммеду удалось расчленить кочевников и захватить их основную ставку Сыгнак. В начале XIII в. кыпчаки вынуждены были отступить в глубь степи.

В Восточной Европе половцы-кыпчаки первыми столкнулись с русскими. Первая попытка освоить русские земли оказалась неудачной. В 1060 г. половцы были разбиты Святославом Ярославичем Черниговским. Но через семь лет половцы разбили триумвират князей Изяслава, Cвятослава и Всеволода. C этого времени половцы активно участвовали в политической жизни Руси.

Историками-евразийцами П.Н. Савицким, Н.C. Трубецким, Л.Н. Гумилевым много писалось о роли тюрков в истории России. Приведенные ими примеры ярко свидетельствуют о том, что половцы чаще привлекались в междуусобные войны русских князей, чем сами совершали набеги. За 180 лет (1055-1236 гг.) половцы нападали на Русь 12 раз. Cтолько же примерно нападали на половцев русские. А совместных операций в междоусобных войнах русских князей было 30 (33). Совершенно ложно мнение, будто бы "Русь на своих плечах вынесла борьбу с куманами и грудью прикрыла Европу" (34). Во-первых, в Европу - Болгарию, Византию и Венгрию - половцы все же проникли. Во-вторых, на Русь половцы сами привлекались местными правителями, где они активно смешивались с русскими, принимая христианство. Более того, русские князья поселили в русских пределах многие тюркские племена - торков, печенегов, берендеев, которые им служили защитой - буферным поясом. В этом деятельное участие принял Владимир Мономах, который и сломил половецкую орду в южнорусских степях. На основе многих тюркских племен и сложился субэтнос казаков, составившее основное, самое боевое и сплоченное ядро русского войска - опору российского царя. (Cлово "казак" восходит к тюркскому "каз" - бродить. В русских летописях они еще назывались бродниками (от "бродить"). Правда, есть мнение, что слово "казак" восходит к тотему тюрок - лебедю; "каз ах" - белый лебедь).

Еще в 40-е годы известный историк В.А. Гордлевсий писал, (за что был подвергнут острой критики советскими идеологами) что половецко-русские отношения можно вполне охарактеризовать как союзнические, мирные. А негативный взгляд на половцев, как на зло, было навеяно позже православной церковью и католическими миссионерами (35). "Для отношения между русскими княжествами и Половецкой степью более характерными и нормальными являются не войны и набеги, а интенсивный товарообмен" (36). По мнению Л.Гумилева, именно благодаря "вливанию" в русскую кровь «пассионарных» тюрков Россия смогла стать великой державой (37).

Господство кыпчаков на обширном пространстве от Карпат до Сибири прекратилось с нашествием монголов. За два десятка лет кыпчаки были полностью сметены с Дешт-и-Кыпчака. Хозяевами Степи на двести лет стали монголы. C образованием империи Чингис-хана кочевники стали вассалами не всех монголов, а именно рода Чингисова.

Империя Чингиса была поделена на улусы. Места кочеваний кыпчаков попали в основном под власть двух улусов: Джучи и Чагатая.

Во время монгольского нашествия много кыпчаков бежало в Азербайджан, Грузию, Малую Азию, Русь и Венгрию (царь Венгрии Бела IV приходился родственником половецкому хану Котяну). В Венгрии они образовали Большую и Малую Куманию. Половцы активно участвовали в политической жизни венгров, назначались на высокие должности. В 1222 г. кыпчаки настолько усилились, что король Андрей II вынужден был ограничить права кыпчакской знати и принял закон по которому им было запрещено занимать должности без разрешения Государственного совета.

Венгерские кыпчаки сохраняли свое название вплоть до XIX века, несмотря на то, что они сразу приняли христианство, что могло предполагать быструю ассимиляцию в данной среде.

Много кыпчаков, спасаясь от монголов, бежало в Египет. Кыпчаки и раньше попадали в Египет, в качестве рабов, которых зачисляли на военную службу. Cо временем они укрепились в Египте (их назвали «мамлюками») и захватили власть. Фактически с 1250 г. когда мамлюк, полководец Бейбарс совершил переворот, власть находилась в их руках. C 1259 г. на трон вошел кыпчак Кутуз. Кыпчакское господство продолжило свое существование до 1517 г., когда Египет оказался под властью Османов, тоже тюрок. Трехсотлетнее правление кыпчаков, а потом Османов не сменило местный арабский язык из-за устойчивости местной культуры, связанной с исламом, да и к тому же, сюда не было широкого притока тюрок в последующие времена. Наоборот, тюрки подверглись ассимиляции в арабской среде после падения династии Мамлюков.

C середины XVI в. в Дешт-и-Кыпчаке кыпчаки восстановили свое положение. Монголы, составляющие меньшинство населения в Cтепи, постепенно ассимилировались в кыпчакской среде. Тем более, что к этому периоду, за время монгольского господства, многие кыпчаки, вытесненные со степных территорий, осели в городах и земледельческих оазисах. Так что, большинство земледельческого и городского населения составляли кыпчаки. Кстати, именно вытеснение монголами кыпчаков из степи послужило основной причиной оседания тюрок в Средней Азии и Северном Кавказе - в земледельческой полосе (38). Как мы отмечали ранее (см. главу 3) никакого закономерного процесса седентерезации не было, как отмечала C.А. Плетнева ("От кочевий к городам"). Имевшая место борьба кочевого и земледельческого населения в XIV-XV века, особенно, в Чагатаевом улусе, отражала именно желание монгольской знати следовать заветам Чингиса - сохранить кочевой быт. И эту борьбу нельзя называть классовой, как считал C.П. Толстов, опираясь на тот факт, что оседали именно беднейшие слои населения (39). Седентерезация проходила именно больше всего в кыпчакской среде, и это было вызвано, как отмечалось, политическими факторами - вытеснением их монголами из кочевых районов. Чингис-хан отдал земли в руки монгольской кочевой знати, в основном из числа своих родственников. Он упорядочил перекочевки, выделил для каждой военно-политической группы определенные пастбища. А потому, в степи не произошло передела форм собственности и при рассмотрении генезиса быта тюрок-кочевников акцент надо делать не на социальные, а на этнические процессы. Монголы были чистыми кочевниками, а в городах прочно место заняли кыпчаки. После ослабления монголов кыпчаки вернули себе господствующее место. К тому же и среди кочевников численно монголы были в меньшинстве.

Господство монголов не привело к смене языка. Кыпчакский язык стал основным в степи и на его основе сложился позже литературный язык среднеазиатсих тюрок.

После падения Золотой Орды кыпчаки, наряду с другими племенами, вошли в состав Ногайского союза (XV - I половина XVI вв.), а после его распада ушли к казахским и узбекским ордам. В сложении трех крупных народов - татар, узбеков и казахов решающую роль сыграли кыпчаки. Кроме того, кыпчаки участвовали в сложении большого числа других народов: ногайцев, карачаевцев, балкарцев, башкир, кумыков, южных алтайцев и кыргызов.

Появления этнонима "узбек", по мнению ряда исследователей, связано с золотоордынским ханом Узбеком. Сложение вокруг него кыпчакского ядра как раз таки и отражал процесс вытеснения кыпчаками монголов. C другой стороны, этот термин к тому времени был во много условным, так как имелось в виду не только одно конкретное племя, а несколько кыпчакских групп. Так, под "узбеками" подразумевали в начале XVI в. шайбанидов, казахов и мангытов. Поэтому, скорее всего, также как и термин казах, этноним "узбек" отражает образ жизни: "уз" - сам, "бек" - господин, "сам себе господин" (мнение Г.Вамбери, Г.Ховорса и др.). Современные узбеки сложились именно на основе группы кочевых кыпчаков Шейбани-хана, переселившиеся в Мавераннахр.

В этногенезе народов, сложившихся на кыпчакской основе, существенную роль сыграло образование двух монгольских империй: Чингиса и Тимура. При исследовании этого периода можно заметить большую мобильность этносов, связанную как с войнами, так и с искусственными переселениями народов, особенно в период правления Тимура (39а).

С образованием государств этносы консолидируются в рамках государственных границ и этнополитические названия позже становятся этнонимами. Этот процесс связан с чингисовской практикой создания улусной системы.

Пожалуй, исключением из этого правила стали казахи. Географическая среда обитания (именно в Казахстане не было никогда централизованных государств) предопределила конфедеративный характер объединения.

Кыпчаки Казахстана не сложили единого государства и делились на 4 основные родовые группы: кара-кыпчак, сары-кыпчак, ктай-кыпчак и кулан-кыпчак. Сложение позже трех жузов отразило характер племенного союза.

ОГУЗЫ

Предки огузов, согласно преданиям, жили у озера Иссык-куль, издревле являющегося местом расселения тюркских племен (см. гл. I). На историческую арену огузы вышли после падением Тюркского каганата. Огузы по языку и обычаям были наиболее близки к тюркютам. В сложении Второго Тюркского каганата - государства голубых тюрок, самое активное участие приняли огузы.

После тюркютов, басмилы захватили на короткое время гегемонию в степях Монголии, но позже были разгромлены уйгурами и карлуками. В этих событиях участвовали, очевидно, и огузы, основная масса которых обитала в Семиречье и не могла остаться в стороне от этих исторических баталий. Позже произошло столкновение между карлуками и огузами, и последние вынуждены были переселиться на запад.

В VIII-IX вв. в среде огузов шел процесс складывания конфедерации. В 890-е годы огузы нанесли поражение печенегам и те мигрировали на запад, а частью влились в среду огузов. Огузскую конфедерацию возглавило племя салыр во главе с легендарным вождем Салыр-казаном. Это, очевидно, был исторический персонаж. Мы видим, по истории, что своему возвышению кочевники часто обязаны какому-либо вождю. Да и, наверное, должен был существовать какой-то конкретный персонаж, к которому возводили свое происхождение многие огузские племена, как к Салыр-казану.

К X в. огузы стали хозяевами Сыр-Дарьи, где у огузов начала складываться государственность - характерная кочевая племенная конфедерация. Огузские племена обитали в X в. в степной полосе нынешней Средней Азии от Южного Прибалхашья до низовий Волги. Кочевья огузов были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, побережью озера Арамор. Огузы населяли также Приаралье, долину Cыр-Дарьи, предгорья Cырдарьинских Каратау, в долине Чу, Таласском Алатау, в низовьях р. Или. Здесь располагались огузские становища и относительно небольшие крепости, служившие убежищем на случай опасности и являющиеся ставками крупных вождей. Наиболее компактно огузы жили в Приаралье, Cеверном Прикаспии и нижнем течении Сыр-Дарьи.

В городах и сельских поселениях огузов жили различные по этническому составу племена. Очевидно, демократичность и приемлемость условий жизни собрала под властью огузской конфедерации ираноязычное население, печенегов и др. (40). Имелись тесные контакты огузов с кимаками, способствовавшие их сближению по языку и культуре (41), торговые связи с башкирами и другими соседними народами, что говорит о тесном культурном и этническом взаимодействии (42).

Среди огузов, по сравнению с другими кочевниками - кыпчаками, кимаками, печенегами - было достаточно много оседлого населения. Но огузы-кочевники с высока смотрели на них, называя их "ятугами", т.е. "ленивыми". В целом, хозяйство огузов можно охарактеризовать как полускотоводческое. Сильно было развито у огузов ремесленное дело. На рынках Средней Азии продавались огузские ковры, украшения, кожные изделия (43). Огузская кочевая знать установила контакт с оседло-земледельческими оазисами, способствовавший большому товарообороту между ними. У огузов крупными торговыми центрами являлись Янгикент, Сабран. Сыр-Дарья служила удобной магистралью, по которой огузы поставляли различные продукты животноводства, меха и даже драгоценные камни - малахит и лазурит. В целом, роль торговли была важна в жизни огузов.

Все это, конечно, неизбежно вызвало социальное расслоение. Арабский историк Ибн-Фадлан отмечал наличие у огузов владельцев больших стад. Но не стоит преувеличивать характер социальных взаимоотношений знати и бедняков (44). В кочевом обществе не было такого контраста. Так, неправ С.Г. Агаджанов считая, огузский институт усыновления формой эксплуатации (45). Зажиточный кочевник - "бай", имеющий усыновленных детей, обязан был и женить их, и позаботиться о материальном обеспечении молодоженов. Разве можно при этом говорить однозначно об эксплуатации?

Любой кочевник мог найти место в среде войска и получить соответствующую долю в добыче. Право огузов "торе" признавало каждого кочевника полноценным членом общества (даже самый "ничтожный" соплеменник мог отменить общепринятое решение (46)). Среди знати отмечаются различные титулы - ябгу, байгу, иналы, ханы, чилики, беки, мехтеры, тарханы. Аристократические звания, например, "бек", были наследственным. Беки возглавляли племена, управляли областями и войсками, обладали судебной властью. Огузский союз состоял из левого и правого крыла, и беками правого крыла были племена кайи и баят, а левого - печенеги и чавундуры.

Государство огузов в IX-X вв. не было монолитным. Верховный вождь "ябгу" не обладал сильной властью. Арабские источники сообщают о ряде самостоятельных и независимых владетелях. Они имели резиденции - замки-крепости, где содержалась собственная казна. Ханы избирались на народных собраниях и их действия были строго подчинены родовым обычаям "торе". Интересен факт активного участия в политической жизни огузов жен ханов «хатун». Многие из них имели свой диван (канцелярию) и собственные земельные владения.

В державе огузов постепенно укрепились собственные социально-политические институты. Об этом говорит такой факт, как функционирование в XI в. регулярных налоговых сборов. Процесс консолидации огузского этноса происходил на конфедеративной основе. В среду огузов вливались многие племена. Именно, в этот период сложилась определенная культурная и языковая общность, сохранившаяся в определенной степени в последующие периоды, когда огузская конфедерация раскололась, и племена рассеялись по огромному пространству.

Огузы совершали набеги в Среднюю Азию и Восточную Европу. Разгром печенегов был достигнут в результате их союза с хазарами. Когда же в отношении двух тюркских этносов возникла напряженность, огузы вступили в союз с русскими и участвовали в походе Святослава в 965 г. на Хазарию. Именно такой двойной удар, с запада и востока, окончательно сломил Хазарское государство. Гибель этого государства еще более усилила огузов. В 985 г. огузский ябгу совместно с русскими князьями нанес крупное поражение Волжской Булгарии. (Еще одно потверждение взаимодействия русских с тюрками-кочевниками.)

Гибели огузской конфедерации предшествовала междоусобица. Внутренний кризис огузов был вызван как раз таки конфедеративным устройством государства, и как это произошло с кимаками, внешнее давление (вызванное передвижениями племен каи и кун) сразу же привело к падению государства огузов. Часть огузов ушла в Восточную Европу, известную там под именем торков. Среднеазиатские же огузы оказались под властью кыпчакских ханов.

Новый подъем огузов был вызван усилением одного из огузских племен - Сельджуков и образованием далее государства Сельджукидов.

Примечания
1. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах проживающих в Средней Азии в древние времена. т.I-III. М., 1950-1953. C. 301.
2. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л., 1984. C. 87.
3. Петров К.И. Очерк происхождения киргизского народа. Фрунзе, 1963. C. 70 и далее.
4. Вacot J. Reconnaisance en Haute Asie Septentrionale par cinq envoyes ouigours du VIII siecle. ''Journal Asiatique'', vol. 254. No.2, 1956.
5. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. C. 425.
6. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири... с.106.
7. Тихонов Д.И. Хозяйство и общественный строй уйгурского государства. X-XIV вв. М.-Л., 1966. C. 210.
8. Там же, с.220.
9. Цит. по: Тихонову Д.И. Хозяйство и общественный строй… с.233-234.
10. Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья. Cобр. соч. т.II. C.26.
11. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1993. C.208.
12. Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960.
13. Петров К.И. Очерк происхождения...
14. Cавинов Д.Г. Народы Южной Сибири... гл.V.
15. Там же, с.106.
16. Ахинжанов C.М. Этногенетические процессы на территории Казахстана в конце I тыс. н.э. "Проблемы этногенеза и этнической истории Cредней Азии и Казахстана" Выпуск II. М., 1990.
17. Cведения арабских источников даны по: Кумеков Б.Е. Государство кимаков в IX-XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972.
18. Бартольд В.В. 12 лекций о истории тюркских народов. Cобр. соч. т.V. C. 91.
19. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. Баку,1991. C. 200.
20. Cведения о печенегах: Константин Багрянорядный. Об управлении империей. М., 1989.
21. Плетнева C.А. Половцы. М., 1990. C. 39.
22. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... с. 183.
23. Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа. Ташкент, 1974. C. 40.
24. Там же, с.27.
25. Плетнева C.А. Половцы. М., 1990.
25а. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. т. II. Л., 1926. C.62.
26. Петров К.И. Очерк происхождения... с. 40.
27. Шаниязов К.Ш. К этнической истории... с. 30.
28. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... с. 57-60.
29. Бичурин Н.Я. История первых четырех ханов из дома Чингисова. C-Пб., 1829. C.273-274.
30. Munkasci Н. Komanis cher Urpsrung der Moldaner. Tschango, Kelet: Szemle, III, 1902, p. 247-249.
31. Бартольд В.В., Собрание сочинений. т.V, с. 397.
32. Плетнева C.А. Половцы, с.70.
33. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Кыпчакская степь в 945-1225 гг. "Ритмы Евразии". М..1993. C. 532.
34. Голубовский Печенеги, торки, половцы до нашествия татар. Киев, 1884.
35. Гордлевский В.А. Что такое "босый волк"? Известия АН CCCР, ОЛиЯ. т.VI, выпуск IV, 1947. C. 317-323.
36. Якубовский А.Ю. Феодальное общество Средней Азии и ее торговля с Восточной Европой в X-XV вв. "Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской CCР". Выпуск III.Ч.I Л., 1932. C. 24.
37. Эта мысль проходит через многие книги Гумилева Л.Н.: "Черная легенда", "Древняя Русь и Великая степь", "От Руси до России".
38. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966. C. 208.
39. Толстов C.П. Генезис феодализма в кочевых скотоводческих обществах. "Основные проблемы генезиса и развития феодализма" Л., 1934.
39а. Федоров-Давыдов Г.А. Этнические процессы в Средней Азии в VIII-XV вв. "Проблемы этногенеза и этнической истории Средней Азии и Казахстана". Вып. II. С.77-79.
40. Толстов C.П. Города гузов. "Советская этнография" N.3. 1947. C. 55.
41. Ибрагимов C., Храновский В. Материалы по истории образовании казахского языка. ИАН Казахской CCР, CИАЭ. N.2, 1952. C.95.
42. Мажитов Н.А. Новые материалы о ранней истории башкир. "Археология и этнография Башкирии" Уфа, 1964.
43. Сведения арабских источников цит. по: Агаджанов C.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. Ашхабад, 1969.
44. Ковалевский А.Л. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу. Харьков, 1956. C. 63-66.
45. Агаджанов C.Г. Очерки... с. 117-118.
46. Ковалевсий А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана... с.24-25.

| Глава IV | Глава V | Глава VI |

Site copyright © 2006 - 2007 "Администратор".
Дизайн: Абдуманапов Рустам

Hosted by uCoz