ИСТОРИЯ МИГРАЦИЙ ТЮРКСКИХ КОЧЕВНИКОВ
Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ
ГЛАВНАЯ
КОНТАКТЫ
Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ Иллюстрации к Искандернамэ
ЛИТЕРАТУРА
Фарид Шафиев. Этногенез и история миграций тюркских кочевников: закономерности процесса ассимиляции

Глава IV.
ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ.

В 50-х годах IV в. в Центральной Азии, на просторах от Хингана до Алтая, сложился Жужанский каганат. Точное происхождение жужаней не известно - монгольское или тюркское? Скорее всего, это было смешанное племя. Л.Гумилев считает, что жужани сложились из разрозненных беженцев, различных разбойников и представляли собой скорее банду, чем этнос (1). Такая оценка, наверное, не верна. Несмотря на то, что жужани не оставили после себя никакого яркого следа, все таки их орда существовала двести лет, и успешно управляла подвластными народами. Это вряд ли могло бы иметь место при существовании "криминального" режима. Жужани не удержались бы так долго и не смогли бы создать механизма контроля за подчиненными народами будучи "разрозненной ордой бандитов".

Жесткий гнет жужаней естественно вызывал сопротивление и в конце V в. от жужаней отложились племена теле во главе с вождем Афучжило. Это было многочисленное тюркское племя, из среды которой позже вышли несколько крупных народов. Теле мигрировали на запад, в долину Иртыша, где было основано государство известное по источникам как Гаогюй. Государство разделилось на две части (что характерно для тюрок). Но через короткий промежуток времени Гаогюй была захвачен эфталитами. Часть теле ушла в Китай, часть - поддалась обратно в жужанские пределы.

Именно в этот период шло формирование древних тюрок - тюркютов, оставивших самый значительный след в развитии тюркских народов. C этого периода тюрки начинают утверждаться в Евразии. Почти все современные народы своими истоками уходят в период Тюркского каганата, когда стала складываться определенная мировоззренческая и культурная близость тюркских народов. Миграции огузов, уйгуров, кыргызов и кыпчаков - основных компонентов большинства современных тюркских народов, формирование племенного единства и их консолидация связаны с эпохой Каганата.

Верхушка тюркютов - род Ашина скорее всего монгольского происхождения. "А" - аристократическая приставка, "шина" - волк. Генеалогическая легенда ведет происхождение тюркютов от десяти сыновей волчицы, беременной от хуннского мальчика. Представители рода Ашина были пришельцами-монголами, а сами тюркюты были представителями местного тюркоязычного населения. (Некоторые ученые тюркизацию Сибири относят лишь только ко времени Тюркского каганата (2). Но неправильно смешивать конкретный этнос, известный как тюрки ("ту-ку", тюркюты) и другие тюркоязычные племена и укладывать их появление в единые временные рамки, т.е. начинать их историю с VI в. Языки, на котором говорят тюркские этносы, развивались издревле (3), еще даже в дохуннскую эпоху (см. главу 1)).

В середине VI в. тюркютский предводитель Бумын-каган принял участие в войне против жужаней на стороне государств Западный и Восточный Вэй. Союз с китайским государством был скреплен браком Бумын-кагана с дочерью императора Западного Вэй. В 552 г. он разгромил жужаней и сверг полностью их иго, обретя свободу для себя и для многих окрестных народов. Через два года тюркюты начали завоевательные войны. На севере было захвачено государство Цигу. Особенно крупных успехов добились тюркюты на Западе под предводительством Истеми-хана. За два года, к 555 г., Истеми покорил западные земли до Арала. Ожесточенная борьба развернулась здесь с племенами хуни, вар, огоров, в 558 г., отступивших в степи Волго-Донья и известных далее в Восточной Европе под именем авар.

Самым серьезным соперником тюркютов были эфталиты. Два века они были полновластными хозяевами в Cредней Азии. Решающее сражение между тюркютами и эфталитами состоялось в 565 г. при Несефе, где эфталиты были разгромлены.

Тюркюты, объединившие, таким образом, земледельческие оазисы Средней Азии, избавили их от постоянных грабежей жужаней и войн эфталитов, способствовали расцвету региона, оживлению торговли Китая, Согдианы и Ирана, восстановили нормальное функционирование Великого шелкового пути.

Тюркюты стали получать большие прибыли от контроля над караванной торговлей и, значит, были заинтересованы в ее безопасном существовании. А потому, неправильно, в целом, представление некоторых авторов о кочевниках как о массе грабителей. В зависимости от племени и исторических условий кочевники проводили различную политику в отношении земледельческого мира. Хунны, жужани, огузы, уйгуры или кыпчаки имели различные отношения с городскими цивилизациями.

Тюркютский каганат стал "классическим" средневековым государством кочевников. В определенной степени он продолжил традиции Хуннской империи. Так как связь исторически между этими двумя государствами была отдаленной и никакой непосредственной передачи информации, культурных ценностей или идей не было, то данная близость находит объяснение в изначальной общности определенной "базы" всех тюркских народов, их генетического родства, отраженного в стереотипе поведения, проявляемого, в том числе, и в создании идентичных политических и общественных институтов.

Так, у тюркютов, также как и у хуннов и усуней, государство делилось на правое и левое крыло. Первым лицом в государстве был каган (у хуннов - шаньюй). После него вторым сановником был ябгу (вице-король). Титул "шад" принадлежал принцам крови, имеющим в своем управлении уделы. Наследник престола назывался "тегин". Наследование, почти как у всех тюркских народов, шло от старшего брата к младшему. И что характерно - с укреплением царской власти наследование переходило по прямой линии от отца к сыну, что всегда становилось причиной гражданских войн, борьбы за престол и переворотов.

Рабство носило патриархальный характер. Положение раба не было тяжелым, иначе в кочевых условиях сохранить раба достаточно сложно (4). Тюркюты селили рабов на своих землях и взимали с них налоги.

Племенной характер тюркютского этноса сохранялся и укреплялся, что в условиях кочевания в широком по границам государстве, позволяло сохранить определенную монолитность. Тюркюты получали значительную прибыль от налогов и военной добычи. Cохранение источников прибыли предполагало стойкость патриархальных традиций, обеспечивающих режим военно-кочевой "демократии".

Вместе с тем, многочисленные походы и получаемая от этого значительная прибыль со временем способствовали отложению от массы знати чиновничьей верхушки.

"Основным характерным признаком социальной структуры каганата династии Ашина было совмещение военного и племенного строя" (5).

Общество тюркютов не верно считать примитивным (6); просто оно было менее дифференцированным и разнообразным, чем городские цивилизации.

Что касается культуры, то тюркюты имели свою самобытную систему ценностей. Навыки военного дела и ремесленного производства передались многим тюркским и соседним народам. Археологические материалы раскрывают богатство и разнообразие металлургических изделий и ювелирных украшений (7). Достаточно почтительным и высоким было положение в обществе женщин (8).

Тюркютский каганат дал импульс развитию многих тюркских народов. Быстрое распространение тюрков, усиление их политической власти, утверждение господства в Евразии началось с периода Тюркютского каганата. В рамках этого государства происходили определенные этносоциальные процессы, заложившие базу для проявления вышеперечисленного.

Неправильно считать тюркютское объединение "государством-хищником" (9). Разве смогли бы порабощенные, ограбленные и изнуренные народы после падения каганата создать свои этнополитические объединения, подобно кимакам, уйгурам или огузам? Да, конечно, кочевники совершали набеги, забирали добычу, но это делали все народы в истории, кто чувствовал в себе силы сделать это. Тюркюты, как и большинство кочевников, во внутренние дела вассальных народов не вмешивались, ограничиваясь сбором дани. Бедствия и разрушения начинались как раз тогда, когда ослабевала верховная власть, начинались междоусобицы, соответственно и грабежи, и разрушения.

Порядок правления отражал общее желание кочевой верхушки контролировать ситуацию, но не управлять всеми сторонами жизни народов. В городах и земледельческих поселениях население само распоряжалось собственным хозяйством. В степи, между кочевниками, была более жесткая конкуренция, но и при этом, каждый род или племя имел свой маршрут кочеваний и отведенные им пастбища.

C эпохой Тюркского каганата связано дальнейшее (именно – дальнейшее, но не первоначальное) распространение и утверждение в Евразии тюркских языков. Если, как считают многие, тюркюты представляли бы меньшинство в созданном ими государстве, то язык их был бы предан забвению. Стабильность в каганате сохранялась только на протяжении пятидесяти лет.

В 604 г. империя раскололась на две части, каждую из которой впоследствии ждал медленный упадок. В западном каганате развернулась ожесточенная борьба между двумя тюркскими племенными союзами - дулу и нушиби. При таких условиях язык не смог бы закрепиться, не будь соответствующей этнической базы. К VI в. Восточный Туркестан был уже населен многочисленными тюркскими племенами. Казахстан, Средняя Азия до Аму-Дарьи была уже тюркоязычной. Ведь в этих пределах мы находим после развала каганата огузов и кыпчаков (см. ниже).

Расколу Тюркского каганата предшествовали две кровопролитные войны с Ираном и Китаем. Первым подвергся распаду Восточный каганат. В период войны с Китаем, один из ханов Кара-Чурин узурпировал власть, чем вызвал восстание, умело подогреваемое китайцами. Особенно сильным было выступление племен теле. После того, как Кара-Чурин бежал, на престол по китайской протекции вошел Жангар. При нем, в 604 г. Восточный каганат отложился от единой империи. Эта часть оказалась под контролем китайцев. В 620-е годы восстание телеских племен окончилось победой последних. Позже, на их землях образовалось Уйгурское государство.

Западно-тюркютский каганат же втянулся в извечную борьбу Ирана и Византии на стороне последней. Раскол двух частей единой империи сказался и на выборе союзников. Восточные тюркюты оказались на стороне Ирана в противовес западным тюркютам. Грандиозное столкновение в 620-630-е годы закончилось отложением от обоих каганатов многих земель. В 630 г. окончательно был покорен китайцами Восточно-тюркютский каганат. "Тюркские правители сложили с себя тюркские имена и, приняв титулы табгачские (основатели империи Тан), ... пятьдесят лет отдавали (им) труды и силы" (10).

Западно-тюркютский каганат просуществовал дольше и даже временами усиливался. Но прежняя монолитность государственной власти была утеряна. Племенные распри разрушили этническую близость народов. В 656 г. пали и западные тюркюты.

В 679 г. восточные тюрки восстали против империи Тан. Через тридцать лет после гибели Восточно-тюркютского каганата нашлись силы для нового подъема. Во многом успех народного движения был достигнут благодаря энергичной деятельности предводителя тюркютов Кутлуга. В критический период, 682 г. после неудачных попыток разгрома китайцев, Кутлуг смог консолидировать кочевников, совершил 47 походов и дал 20 сражений.

Тюркюты за тридцать лет не растворились в "общей массе", не разложились под воздействием китайцев; на памяти старшего поколения сохранились времена героизма и свободолюбия. "Дав себя прельстить сладкой речью и роскошными драгоценностями, ты, о тюркский народ, погиб в большом количестве... злобные люди так научали часть тюркского народа, говоря: "кто живет далеко, тому дают плохие дары; и вы, люди не обладавшие мудростью, послушавшись речи и подойдя вплотную погибли там в большом количестве. Ты, тюркский народ стал бродить по всем странам и там совершенно изнемог и изнурился… Тюркский народ, когда ты тощ и голоден, ты не понимаешь причин состояния сытости, и, раз насытившись, ты не понимаешь состояния голода" (12). По этому тексту (надпись Кутлуга) видна, что у тюркютов, в особенности у знати (13), сформировался в период империи достаточно высокий уровень этнического самосознания.

Второй каганат во многом был создан племенным объединением девяти огузов. Положение возрожденного каганата было неустойчивым. Обратно идти в подчинение к ним соседи не желали, тем более, что у них самих шел процесс становления государственности. Постоянные войны с Китаем и внутренние раздоры не способствовали сложению монолитного государства. Этот каганат держался на силе определенного племени. Идеология каганата зиждилась на двух принципах: отрицание китайской культуры и полное превосходство тюркютов над окружающими народами. Каганат держался на военной силе, умении и энергичности таких вождей как Капаган и Тоньюкук. История второго каганата пестрит войнами с кыргызами, карлуками, телесами. Наконец, восстание 741-745 гг. уйгуров, басмалов и карлуков положило конец существованию второго каганата.

Каким бы беспокойным не было положение в государстве тюркютов, но именно в этот период политически окрепли многие тюркоязычные племена и выступили на широкую историческую арену.

После падения каганата мощное государство образовали уйгуры. На Енисее господствовали кыргызы. Кыргызское ханство было объединением нескольких племен, во главе которого стоял каган. Кыргызы и родственные курыкане окрепли именно в период Тюркского каганата.

В западном каганате властителями после тюркютов стали тюргеши. Это был народ смешанного происхождения. Тюргеши делились на "желтые" и "черные" роды. (Такого же смешанного происхождения были и хазары, где источники говорят о "белых" и "черных" хазарах.) "Желтые" тюргеши были потомками мукринов, народа тунгусского происхождения, названного китайцами "мохэ", а "черные" - известные абары (14). Как видим, в период каганата шла активная интеграция различных народов, что способствовало слиянию тунгусов и тюрков и становлению у них политических институтов. Тюргешский каганат образовался на территории долины р. Или и северных предгорий Тянь-Шаня в 699 г., когда вождь Учжилэ оттеснил тюркютов. Тюргеши 40 лет господствовали в Средней Азии. Но внутренняя консолидация у тюргешей отсутствовала. Поэтому ожесточенные междоусобицы желтых и черных тюргешей позволили арабам в середине VIII в. покорить Среднюю Азию.

Вызвав волну переселений и сложение политических объединений тюркских племен, сами тюркюты влились со временем в состав некогда подвластных им народов.

К этому же периоду относится первые тесные контакты тюрок и мусульманского мира. Военные навыки тюрок привлекали владетелей городов и пограничных областей, и тюрок нанимали на военную службу. Часть тюрок попадала в качестве военнопленных. Но основная часть, из числа покоренных и разбитых тюркских племен, добровольно переходила на военную службу.

Начавшееся проникновение тюрок в Переднюю Азию некоторыми исследователями рассматривается в негативном плане как "нашествие варваров" (15). Но варварами представлялись тюрки именно в свете войн, часто междоусобных, к которым они привлекались местными царями. Наоборот, одним из периодов расцвета мусульманского Востока явился сельджукский период, основанный тюркоязычными огузскими племенами.

Если говорить, например, именно о культуре государства Саманидов, то тюркские кочевники, разрушив государство Саманидов, вместе с тем, переняли многие элементы персидской культуры.

Конечно, для городского жителя тюрки, их обычаи и образ жизни, были в диковинку, а потому их называли «отсталыми». Но, вместе с тем, те же источники отмечают и много положительных черт в характере и поведении тюрок. "Тюрки не знают ни лести, ни обмана, ни лицемерия, ни наушничества, ни притворства, ни клеветы, ни двуличия, ни высокомерия с близкими, ни притеснения сотоварищей, они не подвержены пороку ереси, не дают прихотям овладеть ими и не позволяют себе брать деньги за толкование закона. (Куда делись эти черты у большинства современных тюркских народов? – прим. наше) Их недостаток - тоска по родине, стремление к странствиям, страсть к набегам...",- пишет ал-Джахиа в сочинении "О достоинствах тюрков и остального халифского войска" (16). "Аллах сотворил их подобными львам... В мире нет людей более стойких и более настойчивых в достижении целей", - пишет другой автор.

Примечания
1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. C. 11-12.
2. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л., 1984.
3. Баскаков Н.А. Тюркские языки. М., 1960. C. 30.; Он же. Очерк истории функционального развития тюркских языков и их классификация. Ашхабад, 1988.
4. Гумилев Л.Н. Древние тюрки, с.54-55.
5. Там же, с.62.
6. Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок в VI-VIII вв. Л., 1946. C. 145.
7. Кызласов А.Н. Тува в период тюркского каганата (V-VIII вв.) "Вестник Московского университета". N.I, 1960.
8. Гумилев Л.Н. Древние тюрки, с. 73-74.
9. Там же, с.64.
10. Малов C.Е. Памятники древне-тюркской письменности. М-Л., 1951. C. 34.
11. Там же, с.38.
12. Там же, с. 34-35.
13. Гумилев Л.Н. Древние тюрки, с. 283.
14. Гумилев Л.Н. Три исчезнувших народа. "Ритмы Евразии". М., 1993.
15. Босворт К.Э. Нашествие варваров: появление тюрок в мусульманском мире. "Мусульманский мир (950-1150). М.,1960.
16. Абу Усман Амр б. Бахр ал-Джахиз. "Послание ал-Фатху б. Хакану о достоинствах тюрков и остального халифского войска" /Асадов Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. Баку, 1993. С.88.

| Глава III | Глава IV | Глава V |

Site copyright © 2006 - 2007 "Администратор".
Дизайн: Абдуманапов Рустам

Hosted by uCoz